Агентство InstaDev существует около 10 лет на рынке мобильной разработки и около 2-х работает по модели
аутстаф. За это время накопились интересные наблюдения.
Николай Соцкий, CEO InstaDev, поделился своим опытом о том, как этот процесс выглядит с точки зрения агентства. Написано достаточно много прикладный статей по теме аутстаффа. Поэтому этот материал будет полезен для тех, кто только вникает в этот метод работы с персоналом и клиентами: руководителям небольших студий, менеджерам проектов и партнерских программ.
Что такое аутстафф? Если вдруг забыли или не хочется гуглитьНа IT рынке всегда активно обсуждался и обсуждается аутстафф («аренда» персонала). Его история существует уже десятки лет (зародился в 60 — 70 годах).
Суть аутстаффинга: компания (как правило, крупная), желая сосредоточиться на основном бизнесе заключает договор с агентством/организацией-посредником, предоставляющей ей штат сотрудников.
Последняя юридически является их работодателем, и решает все вопросы, связанные с подбором, зарплатой и оформлением подчиненных. Она также ведёт всю документацию.
В идеале в аутстаффе выстраивается прозрачная схема работы с заказчиком и отрабатывается по-максимуму ввод сотрудников на проект. Команды агентств обычно покупают клиенты, которые понимают, как их вложения компенсируются прибылью.
Почему аутстафф будоражит умы рынка?По моей гипотезе IT-сообщество развивается планомерно и естественно. Локомотивы в российском IT: Яндекс, Майл, Рамблер.
Сотрудники росли внутри компании и учились управлять большими командами. По мере своего роста менеджеры крупных организаций стали уходить на клиентский уровень: в финансовый сектор, недвижимость и т.д.
Таким образом, крупный и средний бизнес получил IT-компетенции в лице пришедших к ним сотрудников, которые, формируют отделы и даже департаменты.
Руководство этих компаний стало осознавать, как можно конвертировать потраченные на персонал деньги в прибыль. Начался поиск подрядчиков, которые занимались enterprise-разработкой. По моим оценкам, в этих компаниях работало только около 30% рабочих рук. Поэтому та группа быстро закончилась.
Затем компании стали приглашать к себе небольшие студии. В них обычно работает всего 15-20 человек, но существует бардак в рабочем процессе, и мало кто разбирается в рентабельности проектов. Поэтому агентства, которые работают по модели аутстафф, сейчас так активно разрабатывают регламенты, стандарты и соглашения.
Важно то, что в сфере аутстаффа мы понимаем, какую маржу закладываем в ставку разработчика и раз в месяц получаем прибыль. Помимо высокой маржинальности освобождается и время, которое руководитель теперь может тратить на подсчет рентабельности, собирание проекта и тому подобное.
Естественно, когда мы напрямую продаем наши услуги, то тратим усилия/компетенции всей команды. А если нет работы, то часть сотрудников ничего не делает. Это часто приводит к убытку. Поэтому «в аренду» даем только сотрудников, не работающих в нашем проекте, что само по себе очень удобно.
Также важно отметить, что растет и экспертиза сотрудников. Небольшие компании ограничены размером клиента, который к ним придет. А у заказчиков, покупающих аутстафф, другой уровень задач и масштаб деятельности. Поэтому сотрудники, которые работают по этой схеме, мотивированы на быстрый рост и активной наработке опыта.
А что в реальности?С аутстаффом не бывает гарантий.
В настоящее время в связи с экономической и политической турбулентностью в России происходит падение спроса в найме разработчиков и снижение запроса на джуниоров (по данным исследований Хабр Карьера и hh.ru). У более чем половины компаний цикл продаж (время простоя разработчика на бенче) превышает две недели. Интеграторы генерируют половину запросов, от чего небольшим агентствам становится еще сложнее.